Охранял участников Потсдамской конференции
Константин Егорович Москвитин родился в с. Хамагатта Намского улуса. На момент призыва на фронт, в 1942 году, ему было около 30 лет, он тогда работал в Ленском пароходстве матросом. А ушел Константин Егорович на фронт вместе со своим старшим братом Макаром Егоровичем Москвитиным. Младший вернулся с фронта, а старший брат пропал вез вести…
Вначале Константин Москвитин служил в 11-м железнодорожном полку. Там освоил специальность электрика. Затем он был назначен в 15-й железнодорожный батальон. Позже этот батальон стал именоваться Гвардейской ордена Кутузова Варшавской железнодорожной бригадой.
Якутянин участвовал в героической обороне Кавказа, освобождал страны Европы, с боями дошел до самого Берлина и оставил свою подпись на стене рейхстага. После окончания войны он еще два года служил в г. Потсдам. Когда проходила Потсдамская конференция, Константин Москвитин выполнял ответственную миссию по охране его участников. Вернулся он домой только в 1947 году.
За свои боевые заслуги К.Е. Москвитин был награжден медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», позже отмечен юбилейными медалями «XXX лет Советской Армии и флота» и «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Также он был награжден Похвальным листом за образцовое выполнение воинского долга в годы Великой Отечественной войны и проявленную трудовую доблесть по капитальному восстановлению железных дорог. А подписан Похвальный лист был командиром части, генерал-майором технических войск Рогатко.
«По вражескому укреплению – огонь!»
Один из боевых эпизодов из жизни Константина Москвитина был описан в газетной статье «Охсуhуу суолунан», вышедшей в 1985 году.
… Стояли последние месяцы войны. Шли ожесточенные бои на территории врага. Командир ремонтного батальона, гвардии капитан Кулик дал приказ гвардии ефрейтору Константину Москвитину сходить в разведку в составе десяти человек на железнодорожную станцию и через два часа доложить о выполнении задания.
Бойцы Саша Копылов, Петя Катуков и Коля Полухин шли впереди. Все были начеку. Около километра шли вдоль разрушенной железной дороги. Добрались до одной возвышенности. Недалеко виднелся еще один пригорок. Впереди идущие ребята прошли этот опасный участок. А когда его стала проходить основная группа, неожиданно прозвучали автоматные и пулеметные очереди. Идущие рядом с Москвитиным Вася Иванов и Толя Петренко упали, сраженные вражескими пулями…
Константин Москвитин дал приказ своим бойцам подготовиться к отражению нападения противника. «По вражескому укреплению – огонь!» – дал команду он красноармейцам, а сам стал незаметно подползать к возвышенности, где засели фашисты. Завязался ожесточенный бой. Каким-то чудом Москвитину удалось незамеченным близко подойти к врагу. Он увидел трех фашистов, лежащих у пулемета, и с десяток автоматчиков. Достал винтовку, надежно прослужившую ему три военных года, и открыл огонь по противнику.
А стрелком Константин был отменным. Меткой стрельбе еще в детстве его научил отец Егор, который был охотником. Одним точным выстрелом Москвитин заставил замолчать вражеский пулемет, двумя другими положил на землю двух оставшихся пулеметчиков.
В это время боевые товарищи Константина с криками «Ура!» кинулись в атаку и истребили фашистов…
Считал себя счастливым человеком
По возвращении в родную Якутию Константин Егорович поступил на работу в Якутское «Сельэлектро» линейным монтером. Занимался электрофикацией родного Намского района, позже трудился монтером по сигнализации. Именно Константин Москвитин вместе со своим коллегой Николаем Кривошапкиным устанавливал первые системы сигнализации в Намцах, так что его знали почти все жители Намцев.
Свою будущую супругу Марию Афанасьевну Константин Егорович встретил уже после демобилизации. Они познакомились в Бетюнцах, поженились в 1949 году. Родились четверо детей – Николай, Софья, Василий, Светлана.
А отцом Константин Егорович был очень хорошим, заботливым. Он умел ценить жизнь и те маленькие, и большие радости, которые она ему дарила. Его старший сын Николай родился ровно в День Победы – 9 мая, и он был Константину Егоровичу как подарок судьбы за пережитые военные годы. «Подарком судьбы» он называл и Софью, родившуюся 23 февраля – в День Советской Армии и Военно-Морского флота.
Константин Егорович считал себя счастливым человеком, потому что вернулся с войны живым, завел семью, родил детей. Он ушел из жизни в 1967 году.
Сегодня молодое поколение Москвитиных бережно хранит память о своем знаменитом прадедушке…
Ирина РОМАНОВА