Ход битвы
К моменту начала битвы за Москву ситуация для советских войск была крайне сложной. Войска Германии глубоко вторглись в пределы СССР - были захвачены Прибалтика, Белоруссия, Молдавия, существенная часть Украины, блокирован Ленинград, достигнуты дальние подступы к Москве... Фашисты изначально планировали взять Москву в первые недели войны, но это им не удалось. Тогда была подготовлена крупная наступательная операция под названием «Тайфун». Суть плана состояла в том, чтобы мощными ударами танковых группировок с трех направлений расчленить оборону и уничтожить основные силы Красной Армии.
Основные силы немецкой группы армий «Центр» начали наступление 30 сентября 1941 года на Брянском направлении, 2 октября – на Вяземском и 10 октября – на Калининском. Захватчикам удалось прорвать оборону упорно сопротивлявшихся советских войск и взять несколько армий в окружение (в районе Брянска и Вязьмы). К середине ноября бои шли уже на ближних подступах к Москве. Но в конце ноября – начале декабря 1941 года немецкое наступление на столицу СССР было остановлено контрударами советских войск. Стойкость Красной Армии и ее активная оборона привели к потере наступательных возможностей немецких ударных группировок. Советские войска начали подготовку к контрнаступлению.
В результате декабрьского контрнаступления Красной Армии была ликвидирована прямая угроза Москве. Одним из важных результатов стало то, что немецко-фашистское командование временно лишилось моторизованных корпусов – эффективного инструмента ведения войны. Ударные возможности немецких войск ощутимо снизились.
К началу января 1942 года захватчики были отброшены на 100–250 км. 38 дивизий противника понесли тяжелые потери. А в результате последовавших Ржевско-Вяземской наступательной операции (8 января – 20 апреля 1942 года) и Торопецко-Холмской операции (9 января – 6 февраля 1942 года) гитлеровцы оказались отброшены от Москвы еще на 80–250 километров. Несмотря на то, что поставленная Ставкой Верховного Главнокомандования задача по окружению и уничтожению основных сил группы армий «Центр» не была выполнена, успех общего наступления наших войск на западном направлении был очевиден. Немцы потеряли гигантское количество людей, орудий и единиц техники. Германия потерпела первое крупное поражение во Второй мировой войне.
Якутяне – защитники Москвы
Столицу нашей Родины защищали представители всех национальностей, в том числе, и воины-якутяне. Многие из них, прибывшие в октябре-ноябре 1941 года, участвовали в боях на подступах к Москве, а также в последующем контрнаступлении. Вот данные 1-го гвардейского кавалерийского корпуса о прибывшем пополнении 8 ноября 1941 года: «К исходу дня в состав корпуса поступило 24 маршевых эскадрона. Общее количество прибывших людей – 5943, лошадей – 5940. Национальный состав бойцов: русских, украинцев, белорусов – 4286, якутов – 542». Основная масса прибывшего пополнения якутян в середине ноября 1941 года вступила в бой в районах Каширы и Серпухова.
По неполным данным, в битве за оборону Москвы погибли 2353 якутянина, не считая пропавших без вести и раненых. В октябре-ноябре на защиту столицы подошло огромное количество сибиряков из Забайкалья и Дальнего Востока. В городе Подольске в состав 93-й дивизии влились более 500 якутян. 25 октября в Каменско-Белгородском районе они отбили трехкратную атаку противника. Во втором кавалерийском корпусе 33-й армии генерала Белова сражались воины-якутяне М.Д. Климов, И.И. Николаев, Г.М. Кычкин, Н.М. Прокопьев, А.А. Неустроев, А.М. Захаров, А.С. Макаров, М.К. Копырин и другие.
В 110-й дивизии 33-й армии было 40 снайперов, в основном, якуты. Отличились снайперы А.А. Миронов, впоследствии Герой Советского Союза, Д.А. Гуляев, которые уничтожили по сотне фашистов на каждого. На Калининском фронте прославились снайпер Ф.М. Охлопков, минометчик М.С. Бочкарев. Только в одном бою они уничтожили 120 фашистов. Таким образом, защищая Москву, якутяне показали преданность Родине, храбрость, умение воевать и выносливость, особенно отличились снайперы.
Из числа участников битвы за Москву 122 воина-якутянина, пройдя всю войну, вернулись домой с медалями «За оборону Москвы».
Мастер минометного огня
Одним из участников битвы за Москву был командир расчета 2-й минометной роты 1172-го Остроленковского стрелкового полка 348-й Бобруйской Краснознаменной дивизии, гвардии старший сержант Илья Сергеевич Бочкарев.
И.С. Бочкарев родился в 1913 году в Оспехском наслеге Усть-Алданского улуса в бедной многодетной семье. У него было всего четыре класса образования – учился в школе ликбеза. До войны Илья Сергеевич работал в колхозе родного наслега бригадиром, заведующим фермы. В 1939 году он был избран депутатом первого созыва Дюпсинского наслежного Совета депутатов трудящихся. На фронт его призвали 10 августа 1941 года. Было ему тогда 27 лет.
До ноября 1941 года новобранцы проходили обучение стрельбе из миномета и снайперской винтовки в Иркутской области, на станции Мальта. А уже в декабре их отправили на передовую. Илью Бочкарева определили в 348 стрелковую дивизию во 2 взвод 2 минометной роты 1172-го стрелкового полка наводчиком 82-миллиметрового миномета.
Первым боевым крещением новобранцев стала битва под Москвой в декабре 1941 года. Их минометный расчет в течение двух суток бил врага с различных закрытых и открытых огневых позиций. О том, что Илья Бочкарев был отличным минометчиком, свидетельствует генерал армии, дважды Герой Советского Союза Д.Д. Лелюшенко. В своей книге «Москва – Сталинград – Берлин – Прага (записки командарма)», вышедшей в 1971 году, командующий писал: «Минометчик 1172-го стрелкового полка якут Илья Сергеевич Бочкарев только в одном бою уничтожил 4 вражеских пулемета и более 120 гитлеровцев».
Будучи на фронте, в 1942 году, Илья Сергеевич вступил в члены ВКП(б). Тогда же ему доверили судьбы людей – он был назначен командиром минометного расчета. Несмотря на то, что в числе 13 бойцов расчета были и люди старше его возрастом, и имеющие больше классов образования, но все-таки именно якута Илью Бочкарева назначили командиром расчета.
Гвардии старший сержант И.С. Бочкарев воевал на Калининском, Северо-Западном, Белорусском и Брянском фронтах. Принимал участие в освобождении городов Клин, Ржев, Калинин, Орел, Брянск, Бобруйск, Белосток, Минск, территорий Польши, Восточной Пруссии. Проявил отвагу и мужество при переправе через реки Ловать, Днепр, Днестр, Десна, Прут, Шпрее, Одер.
И.С. Бочкарев был награжден двумя орденами Славы – 2 и 3 степеней, медалями «За оборону Москвы», «За отвагу», отмечен знаком «Отличный минометчик». О его боевых подвигах не раз писали в красноармейской газете. Первая публикация под названием «Благодарность» была напечатана еще в 1941 году, а в то трудное фронтовое время поощрение было редким явлением. В 1942 году в той же газете за подписью комиссара батальона Иванова появилась статья, где минометчик И.С. Бочкарев характеризовался как мастер огня из боевой винтовки. Только на одной «охоте» он убил четырех фашистов. В конце публикации отмечалось, что командованием отправлено благодарственное письмо его родителям в далекую Якутию.
В общей сложности, во время войны Илья Сергеевич получил 17 благодарностей от командования. Победу якутянин встретил на реке Эльбе 8 мая 1945 года. Демобилизовался из армии в декабре 1945 года. После войны Илья Сергеевич Бочкарев работал в колхозе бригадиром, заведующим конефермой, председателем сельсовета, парткомом – в общем, везде, где требовались инициатива, умение вести за собой и принимать ответственные решения.