«Якутские» танки на острие атаки
В январе 2021 года стало известно об инициативе по созданию модели серебряного танка «Т-34» для его установки в московском парке «Патриот - главном военно-патриотическом парке страны. Авторы проекта поставили своей целью увековечить память о массовом движении среди якутян по добровольному пожертвованию средств для нужд армии в годы ВОВ. И неспроста, что именно танк стал символом пожертвований, ведь самым масштабным подобным движением в Якутии был сбор средств на строительство танковой колонны «Советская Якутия». О том, как это происходило написано немало строк, но практически неизвестно, как и где именно воевали танки, созданные на средства якутян. Используя оцифрованный архив документов времен ВОВ на сайте pamyat-naroda.ru, мы воссоздали их боевой путь. О фронтовой судьбе «якутских» танков наш сегодняшний материал...
С первых дней Великой Отечественной войны якутяне отозвались на патриотический призыв Родины, записываясь добровольцами в действующую армию, жертвуя средства и материальные ценности в Фонд обороны страны. Даже в тяжелый и голодный 1942 год ручей добровольных пожертвований фронту не иссякал.
Другой формой гражданской помощи сражающейся Красной Армии стало приобретение на собственные средства различной боевой техники. Пионерами этого движения в Якутии стал коллектив Управления Ленского речного пароходства. Широко освещаемое в газетах, данное движение продолжилось силами других коллективов. Так, были собраны средства на приобретение танка «Якутский школьник» учащимися Жатайской средней школы, танка «Турваургинец» оленеводами артели «Турваургин» из Нижнеколымского района, танка «Финработник» работниками Алданского отдела Госбанка и многими другими. Но самым массовым по охвату людей и объему собранных средств, стал сбор денег для строительства двух танковых колонн под общим названием «Советская Якутия».
Строительство первой танковой колонны растянулось с 1941 по 1943 годы и тогда было собрано около 11 млн рублей. Средства на вторую танковую колонну собирались преимущественно зимой-весной 1944 года, всего была накоплена рекордная цифра в 13 млн 230 тысяч рублей. В 2018 году Министерство обороны России опубликовало доселе неизвестные документы, раскрывающие стоимость производства различной боевой техники в годы ВОВ. По этим данным, строительство танка «Т-34» новой модификации («Т-34-85») в 1944 году обходилось в среднем в 175 000 тысяч рублей. Значит, на собранные средства для второй танковой колонны «Советская Якутия» стало возможным построить около 77 боевых машин.
Как установил выдающийся якутский архивист Александр Калашников, первая партия танков, собранных в рамках второго сбора средств на строительство танковой колонны «Советская Якутия», поступила в 45-ю гвардейскую танковую бригаду (далее «Гв.тбр»). Данное подразделение входило в состав прославленной 1-й гвардейской танковой армии под командованием генерала Катукова. Соединение было одним из самых мощных «стальных ударных кулаков» Красной Армии, участвовало в ключевых сражениях войны (в том числе и на Курской дуге) и практически всегда находилось на самом острие удара. Ее гвардейский статус обуславливал лучшее снабжение, приоритет в получении вооружений и опытных кадров.
Кроме 45-й гв. тбр документально подтверждается отправка в 3-ю танковую армию танка названного «Герой Советского Союза Попов», построенного на средства жителей Мегино-Кангаласского улуса. Сохранилось письмо генерала танковых войск Липодаева, адресованное улусному райисполкому с упоминанием данного танка.
В преддверии великой бури...
Начало 1944 года весь мир встретил в ожидании завершающего этапа Второй Мировой войны. Хотя нацистская Германия была еще далека от поражения, обладая большой частью оккупированной Европы, ее положение на Востоке оказалось в подвешенном состоянии. К этому времени Советский Союз, выдержав два с половиной года тотальной войны, с колоссальными потерями территорий, миллионными жертвами среди военных и гражданского населения, смог окончательно перевести экономику на военные рельсы. Красная Армия же, стойко перенеся поражения первого периода войны, постепенно становилась отлаженным военным механизмом, по праву считаясь сильнейшей армией мира. И этой армии в 1944 году была уготована судьбоносная роль — полностью освободить захваченное Отечество от врага и свершить возмездие над фашизмом.
В середине июня 45-й гвардейская танковая бригада приходила в себя после весенних боев, за которые и удостоилась чести называться гвардейской. Бригада пополнялась личным составом, в том числе и «зелеными» новичками, которых еще нужно было обучить премудростям танкового боя. К счастью, было кому: на тот момент в бригаде служило целых семь Героев Советского Союза.
Танкисты-Герои Советского союза 45-й гв.тбр, воевавшие на «якутских» танках. Слева направо: Михаил Чугунин, Григорий Богданенко, Витольд Гинтовт, Михаил Замула, Геннадий Корюкин, Владимир Максаков и Федосей Кривенко. Через несколько недель Геннадий Корюкин сгорит в танке...
17 июня 1944 года бригада получает новые танки. В архиве военной документации, на сайте pamyat-naroda.ru, мною была найдена запись в журнале боевых действий 45-й гв. тбр, которая свидетельствует о поступлении «якутских» танков в соединение.
Запись из журнала боевых действий
Всего летом 1944 года от Якутии в бригаду поступило 22 боевых машин Т-34-85. К танкам были прикреплены экипажи, которые вскоре поведут их в первый и для многих последний бой. Впереди было масштабное наступление, вошедшее в историю под названием «Львовско-Сандомирская операция». Ее целью стало полное освобождение Украины от захватчиков, выход на государственную границу, выход на территорию Польши и создание условий для последующего наступления на Германию.
Вперед, на Запад!
24 июня 45-я гв.тбр получает приказ выдвигаться к фронту. Дальнейшие события почерпнуты из боевых донесений и журнала боевых действий подразделения. Движение происходит ночью, с использованием средств маскировки и практически в полной темноте. За три ночи бригада преодолевает 275 км.
13 июля войска 1-го Украинского фронта начинают массированное наступление. Командующий фронтом Иван Конев применяет военную хитрость. Немцы, ожидая массированный артиллерийский обстрел в преддверии наступления, уходили с первой линии обороны на вторую, но командующий решил атаковать без артиллерии, неожиданно и резко. Когда же немцы начали стягиваться ко второму эшелону обороны, то попали под шквальный огонь советской артиллерии и удары авиации. В первый же день оборона немцев была прорвана и в разрыв, словно вода через борт пробитой лодки, хлынули советские танковые бригады.
18 июля бригада пересекает довоенную государственную границу СССР и Польши
В детстве мне попалась на глаза неизвестно откуда взявшаяся книга «Записки военного художника-корреспондента» Александра Вязникова, броские рисунки которого запечатлелись в памяти. Работая над данным материалом, я с удивлением узнал, что Вязников служил как раз в 1-й гвардейской танковой армии и был участником описываемых событий.
Плакат авторства военного художника-корреспондента 1-й гвардейской танковой армии Александра Вязникова, посвященный выходу на государственную границу СССР.
45-я гв.тбр в начале наступления двигается за наступающей первой 44-й танковой бригадой, готовясь подменить ее в нужный момент. 19 июля под бомбежкой бригада форсирует реку Западный Буг. Уже 20 июля 44-ю гв.тбр выводят в первый эшелон, на самое острие наступления.
Танкисты двигаются, не встречая сильного сопротивления. Лишь в нескольких местах сбивая вражеские заслоны и уничтожая одиночные самоходные орудия. Наступление настолько быстрое, что часть танков, оставшаяся без топлива, вынуждена ждать «тылы» - ремонтников и заправщиков.
Кровавая Сан
Сопротивление немцев нарастает у реки Сан — естественной водной преграды, западный берег, которой укреплен немцами в сильную полосу оборону. Сан — это та самая река, по которой проходила граница сфер влияния Третьего Рейха и СССР, согласно секретному протоколу «Пакта Молотова-Риббентропа».
22 июля бригада форсирует реку Сан без использования понтонных переправ, одновременно подвергаясь жестоким налетам немецкой авиации, которая только за один день выполнила 500 самолетовылетов в район переправы.
На западном берегу танкисты при поддержке пехоты атакуют немецкую оборону, неся большие потери. Бои продолжаются и на следующий день, но к 11 часам дня танкистам роты Корюкина (на фото) удается прорвать вражескую оборону и перерезать железную дорогу в районе деревни Острув. Прорвавшиеся танкисты вступили в бой с подоспевшими танковыми резервами и немецким бронепоездом. Здесь принял свой последний бой Герой Советского Союза двадцатилетний старший лейтенант Геннадий Корюкин.
Плакат авторства Вязникова
Немцам удается отбросить советские танки и пехоту обратно за реку, но в ходе упорного боя, пехотинцы при поддержке танков снова прорываются на западный берег. Бой, начавшийся утром, затих лишь к ночи. К этому времени в бригаде остается 18 боеспособных танков, 8 танков сгорело, часть подбита, а часть застряла в реке.
Утром 24 июля снова разгорается упорный бой, советские танкисты пытаются расширить плацдарм, но несут потери от огня немецких тяжелых танков «Тигр» и отступают обратно. И лишь 25 июля наши бойцы пробиваются к деревне Острув и успешно ее зачищают. Без передышки бригада продолжает наступление на Запад.
От Вислы до Сандомира
К 27 июля в бригаде остается всего 9 исправных танков, но бригадные ремонтники практически на ходу восстанавливают подбитые и поломавшиеся танки. Из прикрепленного батальона пехотинцев в живых остается всего 112 человек.
Бригаду перенацеливают на другое направление. Теперь цель — река Висла. К 30 июля танкисты выходят к Висле и успешно через нее переправляются. Каждый день идут бои, но особо тяжелый развернулся 5 августа за небольшой холм, отмеченный на картах, как «высота 230». Здесь танкисты успешно отбивают несколько контратак и продолжают наступление. На следующий день бригада врывается в небольшой польский городок Ольбежовец, действуя в отрыве от пехоты. К концу дня подоспевшие пехотинцы, при поддержке танков, полностью захватывают город. Быстрый ремонт, заправка, загрузка боеприпасов и наступление продолжается.
11 августа бригада снова сталкивается с немецкими тяжелыми танками и в течение нескольких дней несет существенные потери, но огрызается и также наносит большие потери немцам. К середине августа бригада выходит к окраинам города Сандомир.
18 августа город взят и бригада снова бросается в наступление. В деревушке Кухары, танкисты попадают в окружение и вынуждены отбиваться от наседающей немецкой пехоты. Стреляют все, кто могут стрелять: штабные писари, санитары, ремонтники и прочие.
Лишь только угасает бой, танкисты снова устремляются вперед и только 21 августа изрядно потрепанная бригада получает приказ остановиться. Немногие оставшиеся танки были переданы соседней 44-й гвардейской танковой бригаде, а уцелевшие экипажи выводятся в тыл на отдых.
Здесь то и теряется след «якутских танков». Вероятно, значительная часть из них, выполняя свою задачу, сгорела в июльско-августовских боях. Какие-то танки попали в другие подразделения или были отправлены на капитальный ремонт.
Последствия битвы...
Львовско-Сандомирская операция завершилась разгромным поражением одной из четырех стратегических группировок Вермахта (Вооруженных сил Третьего рейха) — группы армий «Северная Украина». Нашими войсками «в пух и прах» были разбиты 32 немецкие дивизии, 8 дивизий были окружены и полностью уничтожены. А весь советско-германский фронт оказался расколот пополам, что осложнило немцам переброску войск и заложило основание победным наступлениям зимы 1944-45 годов, завершившимся взятием Берлина.
В сентябре 1944 года, с опозданием в три месяца, в газете «Социалистическая Якутия» было опубликовано обращение танкистов 45-й гвардейской танковой бригады трудящимся Якутии. Начиналось оно со слов «Дорогие товарищи!» и содержало в себе такие строки:
- «Получая грозные боевые машины, заверяем вас, что мы и впредь также беспощадно будем истреблять фашистскую нечисть до полного очищения нашей земли…». А завершалось оно словами о нерушимой дружбе народов Советского Союза и пожеланием здравствования Советской Якутии.
Можно с уверенностью сказать, что танкисты 45-й гвардейской танковой Гусятинской Ордена Ленина Краснознаменной Орденов Суворова и Хмельницкого бригады с честью выполнили данное обещание.
Вместо эпилога...
Завершить хотелось бы трогательными строками из дневника неизвестного танкиста 1-й гвардейской танковой армии, найденного и опубликованного военным корреспондентом «Красной Звезды» Авдеенко во время боев на плацдарме за рекой Висла (август 1944 года):
«…Наш танк вышел из боя в таком состоянии, что о нем, будь он человеком, сказали бы, что он поседел в боях. Был яркий августовский день, только, что отшумел теплый ливень и на небе от южного края до восточного, на белоснежных дымчатых облаках, выступил свежий стоцветный рубец радуги. Дорога, по которой возвращался «Уралец» (примечание - прозвище танка), спускалась на зеленую, сверкающую росой равнину и далеко-далеко упиралась в центр широко раскинувшейся радуги. Сотни бойцов, только что вышедших из боя, подобно «Уральцу» сидели на травяных обочинах дороги, переобувались, сушили на солнце портянки, мылись в речушке. Все они дружно бросали дела, когда наш танк проезжал мимо. Они махали ему руками, смеялись, кричали что-то. Они узнали, да черт возьми, узнали с первого взгляда, своего друга, под защитой которого ходили в атаку!
Я сижу внутри «Уральца» на таком месте, что мне попеременно видны лица всего экипажа. Вася Миловидов, Саша Суворов и Ваня Голубев счастливо улыбаются друг другу. Ни раньше, ни позже я не видел у них большей радости, чем в тот момент, когда пехота посылала нам свою сердечную благодарность. На языке устава это называется — взаимодействие, а по-моему — счастье победы. Многое забудется из фронтовой жизни, но это — никогда!».
Как важно знать, что собранные голодающими якутянами средства и танки, построенные на них, попали в руки столь героических и самоотверженных молодых советских ребят, которые умело и упорно громили нацистского «сверхчеловека», поставившего на колени полмира и убивавшего целыми народами. Танкисты 44-й гв.тбр во время Львовско-Сандомирской операции не выходили из боев 40 дней. Трудно представить, каково это - воевать в разгар летнего зноя в ревущей стальной коробке, подвергаясь смертельной опасности в течение почти полутора месяцев! Низкий поклон тому героическому поколению. Всему миру и по сей день есть на кого равняться.
Николай ТАТАРИНОВ
- Информация о материале
- TPL_CONTENT_WRITTEN_BY