Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. 3 июля 1941 года с призывом «Все для фронта! Все для победы!» к советскому народу обратился Председатель Государственного комитета обороны И. В. Сталин. Лозунг был поддержан всеми слоями населения СССР, и уже к лету 1942 года, то есть менее чем за год, завершился перевод экономики страны на военные рельсы.

С началом войны народное хозяйство Якутии тоже стало пе­рестраиваться на военный лад. Повсеместно был введен новый трудовой режим - удлинён рабо­чий день, отменены очередные отпуска, введены обязательные сверхурочные работы, ужесточе­на трудовая дисциплина, введё­ны военный налог и карточная система снабжения населения продовольственными и промыш­ленными товарами.

Особое внимание — горнодобывающей промышленности

В годы войны руководство и Правительство Советского Союза придавало особое значение раз­витию горнодобывающей про­мышленности Якутии. В итоге за годы Великой Отечественной войны республика дала стране и фронту значительное количество золота, олова, слюды, вольфрама.

Резкого увеличения добы­чи металла добились тресты «Джугджурзолото», «Якутзолото» и прииск «Ыныкчан». К примеру, в августе 1941 г. трест «Джугд­журзолото» первым в стране до­срочно выполнил годовой план золотодобычи. Победителями социалистического соревнова­ния «за досрочное выполнение фронтового задания» стали дра­геры треста «Якутзолото» М.И. Черемных, Н.П. Волков, забойщик П.И. Гуляев.

Якутия обладала и другим недровым богатством - слюдой. В 1941 г. охотник-якут В.Н. Захаров обнаружил в Алданском райо­не месторождение слюды, затем экспедиция «Сибгеологнеруд» на Алдане открыла богатейшее Эмельджакское месторождение слюды-флогопита, которое по праву относится к категории ме­сторождения мирового значе­ния. В Якутии началось развитие слюдяной промышленности. В 1942 г. было основано Алданское управление треста «Союзслюда». Эмельджакское управление по­ставило в 1944 г. до половины всей добываемой в стране слю­ды-флогопита, приобретавшей во время войны важное значе­ние для оборонной промышлен­ности. Здесь ударно трудились фронтовые бригады, руководи­мые Евгенией Васильевой, Ната­льей Нестеренко, Марией Прони­ной и др., перекрывавшие нормы в два и более раза.

В годы войны в Якутии нача­лась добыча горного хрусталя. В 1944 г. республика дала стране четверть общесоюзной добычи этого стратегического сырья. На­чалась добыча исландского шпа­та, не менее ценного, чем золото.

Также в эти годы Якутия ста­ла одним из наиболее крупных оловоносных районов Союза (прииски Бургалах, Эге-Хая).

Именно в годы войны получи­ли развитие топливная, соляная, деревообрабатывающая отрасли промышленности. Вступили в строй известковые и алебастро­вые заводы, Пеледуйский соле­завод, угольные копи «Джеба­рики-Хая». Заготовка древесины увеличилась до 1 млн куб. м.

2 11 14пара 23

В 1941 г. были организованы 163 новых производственных точек местной промышленности, среди которых стекольный завод и механизированный хлебоза­вод в Якутске. В районах были открыты новые промышленные комбинаты, коллективы которых производили мебель, строймате­риалы, шили одежду, изготовля­ли бочки, обслуживали бытовые нужды населения. В системе по­требкооперации были созданы предприятия по производству товаров широкого потребления. Промышленные предприятия освоили до 80 новых видов из­делий в том числе корундовые круги, бруски, спички, огнеупоры и т.д. Шире стало использоваться местное сырье.

В целом, за годы войны объ­ем валовой продукции местной промышленности увеличился на 58,8%, а продукции коопера­тивной промышленности – на 115,9% от довоенного уровня. В результате Якутия в эти суровые годы в одних случаях полностью, в других частично сократила за­воз целого ряда товаров и про­довольствия из других регионов Союза.

В 1945 г. в республике насчи­тывалось 4253 промышленных предприятия, из которых 144 относились к крупной промыш­ленности и 4109 – к мелкой.

В целом, к 1945 г. валовая продукция промышленности увеличилась, по сравнению с до­военным 1940 годом, в 2,2 раза, в том числе продукция цветной металлургии – в 1,5 раза, уголь­ной – в 2 раза, машиностроения и металлообработки – в 2,8 раза, выработка электроэнергии – в 1,5 раза, пищевой промышленности – на 33%.

Битва за урожай в военные годы

Но в особо сложных условиях в годы Великой Отечественной войны оказалось сельское хо­зяйство Якутии. Причина была в том, что многие трудоспособные мужчины ушли на фронт, а часть колхозников была мобилизована для работы в промышленности и на транспорте. Поэтому на полях, в основном, трудились женщины, старики да подростки. В связи с прекращением завоза ухудши­лось и техническое оснащение колхозов.

К трудностям военного вре­мени прибавились последствия сильной и продолжительной за­сухи. В 1941 году от нее погибло около 12 %, в 1942 г. – 32 % посе­вов зерновых культур. Возникла угроза массового падежа скота от бескормицы, так как от засухи сильно пострадали сенокос­ные угодья. В целом, поголо­вье крупного рогатого скота в годы войны сократилось на 15 %, поголовье лошадей более чем на треть. В первые годы войны поголовье в хозяйствах населения сократилось на 67%. Однако, несмотря на это, республика выделяла фронту немало лошадей.

В первые годы войны уро­жай зерновых был особенно низким. В среднем по респу­блике с гектара было получе­но почти в 1,5 – 2 раза меньше, чем в 1940 году. В 1943 году, несмотря на недостаточное количество атмосферных осадков, сельское хозяйство Якутии, получило более-ме­нее удовлетворительный уро­жай: в среднем 5,6 центнеров с гектара, а отдельные колхозы – по 10 - 15 центнеров и боль­ше, что дало им возможность досрочно выполнить план хлебопоставок. Были также расширены посевы карто­феля и овощей. Например, к 1945 году посевы картофеля увеличились, по сравнению с посевами 1940 года, на 87 %.

В 1944 году колхозами было заготовлено 631 тыс. тонн сена – на 93 тыс. тонн больше, чем в 1943-м. На этой основе колхозное кре­стьянство смогло увеличить поголовье крупного рогатого скота на 9 тыс. голов. В 1945 г. довоенный уровень поголо­вья крупного рогатого скота в колхозах был превзойден на 43 %.

Колхозники показывали пример высокого трудового героизма. Среди тысяч пере­довиков производства отли­чились знатный огородник М.Т. Егоров, скотницы М.И. Егорова, колхозники А.С. Ни­кифорова, П.М. Григорьев, Е.Е. Филиппова и другие, выпол­нявшие при ручной уборке хлеба от трех до шести норм в день. Косарь колхоза им. Буденного Сунтарского рай­она Тихонов за сезон скосил 85 га – в день, в среднем, по 2,08 га, при норме 0,5 га. Про­славился косарь из колхоза «Победа» Таттинского района Кладкин, косивший более 3 га в день. 69-летний колхозник С.П. Саввин из Мегино-Канга­ласского района в 1943 году выработал 512 трудодней. Трактористка колхоза им. Калинина Намского района А.Д. Кривошапкина за сезон выполняла по три нормы.

пнропемопро

Основной силой в кол­хозном производстве стали женщины. От них не отстави­ли молодежь и дети. В 1943 году, по неполным данным, в уборочных работах принял участие 331 школьный отряд. Школьники заложили 33 603 т силоса, заготовили 87 875 т сена, принимали участие в уборке хлеба.

Несмотря на все труд­ности, колхозы Якутии сво­евременно выполняли все обязательства по поставкам сельскохозяйственных про­дуктов, заготовкам и продаже государству пушнины и рыбы. Сдача мяса увеличилась с 596 тонн в 1941 году до 1316 тонн в 1945 году. Всего за годы Ве­ликой Отечественной войны государству было сдано 5,2 тысячи тонн мяса, 62,2 тысячи тонн молока.

В это тяжелое для страны время большое значение при­обрела пушнина - ценнейший материал для зимнего обмун­дирования воинов и предмет экспорта, пополнявший ва­лютный фонд страны.

В Якутии началось массо­вое движение «двухсотников» (перевыполнение плана в 2 раза по сравнению с 1940 г.), пример которому подала охот­ничья бригада колхоза «Побе­да» Верхоянского района.

За годы войны якутские охотники дали стране почти одну пятую часть общесоюз­ной заготовки пушнины. В валютный фонд Родины по­ступило пушнины на 78 млн. рублей. Сверх плана в особый фонд Верховного Главноко­мандования Красной Армии внесено пушнины на 9 млн. рублей.

На рыбные промыслы – на север Якутии

Также в годы Великой Отечественной войны боль­шое внимание было уделено развитию рыбной промыш­ленности. 6 января 1942 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) при­няли постановление «О раз­витии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке». Якутский государственный рыбтрест был реорганизован в трест союзного значения, который в короткий срок организовал 240 рыболовецких бригад при колхозах с 2100 рыбаками. Всего было создано 34 специа­лизированных рыболовецких колхоза и 4 новых рыбзавода.

апапрапрапр

Для работы в рыбной промышленности из запад­ных областей страны были переселены несколько тысяч человек, таким образом, на­чалась массовая депортация народов, которая с началом войны приобрела широко­масштабный характер. Ей подверглись многие нацио­нальности: прибалтийские народы из оккупированных территорий, финны-ингер­манландцы из Ленинградской области и Карелии, евреи, народы Северного Кавказа — чеченцы, ингуши, а также калмыки и другие. В Якутию были доставлены более 47 тысяч человек.

Большая часть спецпе­реселенцев направлялась на рыбные промыслы в Булун­ский, Усть-Янский, Жиганский районы. Были построены до­полнительно 6 новых, кроме трех действующих рыбзаво­дов. В 1942 г. создано 32 ры­боловецких колхоза, из них 19 спецпереселенческих. В 1943 г. организовано 5 моторно­промысловых станций.

К трагическим страницам в истории развития рыбной промышленности Якутии во время войны относится и «чу­рапчинское переселение».

Из-за критического поло­жения центральных районов, вызванных засухой в первые годы войны, осенью 1942 г. население Чурапчинского района было переселено в Ко­бяйский, Жиганский, Булун­ский районы для использова­ния его в рыбной промышлен­ности республики. Всего был переселен 41 колхоз, общей численностью 5318 человек, в основном, дети и старики. Переселение имело самые тя­желые последствия — людей переселяли без теплых вещей, запасов пищи, подготовлен­ного жилья на новом месте, со стороны местных властей не оказывалась помощь. От чурапчинских переселенцев требовали выполнения плана добычи рыбы, которую они не умели ловить, так как были не приспособлены к речной и морской ловле. Массовая гибель людей из-за голода, холода, болезней унесла из жизни почти половину пере­селенцев. В первые два года после переселения погибли 2320 человек — это в два раза больше, чем воинов-чурап­чинцев, погибших на фронте.

Как свидетельствуют исторические данные, несмо­тря на трудности, с 1941 г. по 1945 г. рыбодобыча в Якутии возросла в 3,5 раза, государ­ству было сдано 2,5 млн пудов рыбы.

Помогали фронту личными средствами

Якутяне помогали фронту и личными средствами. Осе­нью 1941 г. в стране начался сбор средств на постройку бо­евой техники. На собранные деньги жителей Якутии была построена танковая колонна «Советская Якутия», передан­ная войскам 1-го Украинско­го фронта. Вторая танковая колонна «Советская Якутия» была отправлена на фронт в 1944 году. Также, благода­ря пожертвованиям якутян, получили путевку две новые эскадрильи самолетов.

За годы войны якутянами в действующую армию было отправлено 31 тыс. посылок, собрано для бойцов более 367 тыс. шт. тёплых вещей. Пере­дано в фонд помощи районам, освобожденным от немецкой оккупации, 3 млн 583 тыс. руб. деньгами, 62 600 штук одежды, более 20 тыс. метров мануфактуры, десятки тысяч пудов зерна, мяса, рыбы, бо­лее 23 тыс. лошадей.

Свыше 59 млн руб. внесли трудящиеся Якутии в фонд обороны Родины. Помимо этих средств поступило на 37 млн руб. облигаций государ­ственных займов, 2,9 кг золо­та, 550 кг серебра.

 

Фото из фондов музея

им. Е. Ярославского

 

ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ