Через дорогу от якутского аэропорта, в сквере имени Юрия Гагарина расположился примечательный авиамонумент: на высоком постаменте возвышается над прохожими американский истребитель Bell P-39 «Airacobra».

В память о майоре
Это один из самых узнаваемых памятников столицы, символ того, что Якутск в годы Великой Отечественной войны был важным пунктом в деле снабжения фронтовых частей Красной Армии военной техникой: именно здесь располагался штаб первой Краснознаменной перегоночной авиадивизии и Управление Красноярской воздушной трассы - знаменитого АЛСИБа.
Модель настолько реалистичная, что многим кажется, что это настоящий, сохранившийся со времен войны истребитель. Но собран он по чертежам и фотографиям группой энтузиастов – инженеров и техников авиационно-технической базы аэропорта Якутск.
Памятник был открыт в 2002 году в честь 60-летия открытия авиатрассы Аляска-Сибирь. На памятнике в Якутске стоит номер 220613. «Кобра» с таким номером разбилась 6 ноября 1943 года при столкновении в облаках с другим самолетом. Произошло это в районе Витима.
Летчик самолета №220613 - заместитель командира авиа эскадрильи 4-го ПАП майор Морозов Павел Фёдорович погиб, похоронен в Олёкминске. Летчик другой «кобры» - лейтенант Федотов - спасся на парашюте, успев выпрыгнуть на высоте 150-200 метров.

Памятник 030 3

Центр авиатрассы
В годы Великой Отечественной войны над территорией Якутии и Восточной Сибири проходила воздушная трасса Аляска-Сибирь (АЛСИБ), связывавшая СССР и США и являвшаяся советской частью трассы по перегоне американских самолётов, поставляемых в СССР по договору ленд-лиза. Трасса проходила через Аляску на Чукотку и далее в Красноярск. Приемка техники осуществлялась советской военной миссией в Фэрбенксе (Аляска), куда самолёты доставлялись американскими экипажами с базы Грейт-Фоллз (Монтана).
По географическому расположению Якутск находился примерно посередине перегоночной трассы. В итоге колоссальных работ, в аэропорту «Якутск» в 1942 г. появилась возможность эксплуатации и ремонта тяжелых транспортных и боевых самолетов, был расширен аэродром, возведено много технологических и бытовых объектов, также здесь работал самый мощный на Северо-Востоке страны радиоцентр – все это делало Якутск центром перегона.

Пять дорог на войну
Самолёты гнали по эстафете пять перегоночных авиаполков, обслуживавших заданные участки трассы:
1 ПАП - Фэрбенкс - Уэлькаль (Чукотка) - 1560 км,
2 ПАП - Уэлькаль - Сеймчан (ныне Магаданская обл.) - 1450 км,
3 ПАП - Сеймчан - Якутск - 1167 км,
4 ПАП - Якутск - Киренск - 1331 км,
5 ПАП - Киренск - Красноярск - 965 км,
Алдан, Олёкминск, Оймякон, Берелёх, Бодайбо, Витим, Усть-Мая, Хандыга, Зырянка, Тикси... до 30 аэродромов, основных и запасных, почти 6500 км по воздуху, оперируя в полёте только простейшими средстами навигации.
Половина всех выпущенных на заводе «Bell Aircraft Corporation» P-39 — 4952 машины — были поставлены в СССР по ленд-лизу, из них 2616 самолётов было перегнано именно по Красноярской воздушной трассе.

Маневренность и защита
«Аэрокобра» отличается от других самолётов своего времени характерной формой фюзеляжа, которая обусловлена необычной для самолётов второй мировой войны компоновкой - двигатель располагается не в носовой части, а за спиной у лётчика. Воздушный винт приводится в движение двигателем через вал, проходящий через кабину.
Такая схема расположения силового агрегата дала самолёту сразу несколько преимуществ: лучшую маневренность, более высокую защищенность лётчика (большинство истребителей Великой Отечественной войны были сбиты именно атаками сверху-сзади, и бронеспинка сиденья далеко не всегда спасала пилота), и прекрасный обзор из кабины.
Из известных советских асов на P-39 воевали Амет-Хан Султан, Г. Речкалов, Н. Гулаев, В. Фадеев, П. Кутахов (ставший впоследствии маршалом авиации и заместителем министра обороны СССР). Наибольшее количество побед на «Аэрокобре» одержал Г. Речкалов, сбивший на ней ровно 50 самолетов противника. Трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин, также летавший на P-39, одержал на этом самолёте 48 из своих 59 воздушных побед, на ней же воевали 11 из 27 лётчиков-истребителей дважды Героев Советского Союза. Советские лётчики называли «Аэрокобру»: «Белла», «Беллочка», по наименованию фирмы-производителя данного самолёта — «Bell Aircraft Corporation».

a2750c

Звезда в круге
Бортовой перегоняемого самолёта присваивался борту еще на территории США и наносился по трафарету желтой краской на киль - это отличительная черта всех ленд-лизовских самолётов. Номер сохранялся на киле до прибытия самолёта на фронт. В боевых частях его иногда закрашивали, но чаще - сохраняли, нанося по соседству, либо на фюзеляж, строевой двузначный номер самолёта.
Архивные фотографии ленд-лизовских самолётов демонстрируют самые различные варианты нанесения символики ВВС РККА на «Аэрокобры»: первоначально самолёты поступали в перегоночный авиаполк с американской символикой, которую нашим технарям приходилось перекрашивать по трафаретам. После резкого увеличения поставок техники в Советский Союз опознавательные знаки ВВС РККА стали наноситься прямо в покрасочных цехах фирмы Белл.
Красная звезда в белом круге - так называемый транзитный опознавательный знак. Эта символика наносилась на заводе и по прибытию в авиаполк закрашивалась и заменялась на классическую красную звезду в белой окантовке. В то же время самолёты с «транзитами» попадали иногда и во фронтовые полки. Покрышкин, например, летал как раз на «Кобре» с транзитными знаками.
Освобожденная от мотора носовая часть «Аэрокобры» занята вооружением: 1 × 37 мм пушка M4 с 30 патронами и 2 × 12,7 мм пулемёта M2 по 270 патронов каждый. Вооружение также могло быть усилено четырьмя 7,62 мм пулемётами по 1000 патронов каждый в крыле, что делало P-39 одним из самых вооруженных истребителей Второй мировой войны.

7908 самолётов
В Красноярске «Аэрокобры» сдавались военной приёмке ВВС, самолёты принимали строевые летчики и гнали на запад так же по воздуху.
В период с 1 октября 1942 г. по 1 октября 1945 г. экипажи перегнали по АЛСИБу 7908 американских самолётов. За время перегонки по разным причинам была потеряна 81 машина, погибло 115 перегонщиков. После окончания войны 1-ая Краснознамённая перегоночная авиадивизия была расформирована.
Перегоночная трасса «Аляска – Сибирь» сыграла большую роль в истории развития якутской авиации. Ее летчики в последующем составили золотой фонд личного состава Якутского управления гражданской авиации. Среди них – Валерий Кузьмин, Николай Сладков, Петр Кухто, Федор Козин, Владимир Браташ... Звание Героя Советского Союза получили летчики-якутяне Сергей Асямов, Михаил Лорин, Владимир Сапожников, Иван Симаков, Иван Шаманов, Ефим Парахов.

IMG 0216

Олёкминская птица
В Якутии есть ещё один город, где установлена Аэрокобра. Точная копия масштабом 1:2 расположена на бетонном основании в центре привокзальной площади аэропорта «Олекминск».
Разработчиками и строителями олекминской Аэрокобры стали инициативная группа студентов Олекминского техникума электрификации и механизации сельского хозяйства под руководством заведующего отделением механизации Иванова Михаила Семеновича.
Установлен был памятник к 9 мая 2005 года в честь 60-летней годовщины Великой Победы. На постаменте памятника установлена мемориальная табличка «В память труженикам тыла, строителям авиаплощадки в годы Великой Отечественной Войны».

ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ