Годы жизни: 12.06.1930-10.10.2019

 Рано оставшись сиротой, Тамара Дьячковская с детства познала все трудности жизни, беды и лишения военного лихолетья.

Тамара Семеновна прожила очень содержательную, наполненную глубиной познания и понимания, жизнь. Она стала истинной якутской Далбар Хотун, любящей, верной и преданной, мудрой и скромной, трудолюбивой, бесконечно отзывчивой, милосердной и сострадающей.

Родилась 12 июня 1930 года в г. Якутске. В 1951 году окончив школу №2 в г. Якутске, вынуждена была пойти работать. Нужно было помогать тете, воспитавшей ее. И маму, вместе с четырьмя выпускниками, направили работать в санаторно-лесную школу. Три года мама проработала воспитателем, и помогла многим ребятишкам со всей республики в то тяжелое послевоенное время. Дети полюбили ее за доброжелательность, открытость, справедливость, за свет, который она всегда излучала. Сомнений в том, что из ее воспитанников вышли полезные обществу люди, нет.

После войны в сельских глубинках остро не хватало кадров, и маму направили в Оймяконский район в с. Кентя обучать детишек с 0 по 3 классы. Но проработав год, мама вынуждена была вернуться, чтобы помогать родным по хозяйству. В Якутске устроилась в книжное издательство подчитчиком. Те годы работы (с 1954 по 1957 гг.) мама вспоминала с особой теплотой. Там трудились редакторами многие яркие личности-самородки: Федосеев Иван, Тимофеев Степан, Даниловы Степан и Семен, Бирияк Алексей, Гоголев Иван, Сыромятникова Анастасия и др. Мама застала интереснейшее время становления якутских народных писателей и поэтов, когда царила настоящая творческая атмосфера, вера в позитивные перемены переполняла их сердца, все относились друг к другу с добрым юмором, шутками-прибаутками. 

Мама очень хотела учиться дальше, но, как и у многих детей послевоенного времени, не было возможности. Она помнит, как поехал поступать на учебу в Ленинград ставший впоследствии известным тренер Дмитрий Коркин, как якутянка Анна Кузьмина поступила учиться в Щепкинское театральное училище. Ведь это были ее сверстники-выпускники 2-ой школы, и, глядя на них, мама тоже мечтала о своем предназначении… Но суровое время диктовало свои условия.

В 1957 году мама  вышла замуж за нашего отца, фронтовика, Федора Федоровича Иванова, вернувшегося тогда молодым специалистом после окончания Омского сельскохозяйственного института. Он по специальности ученый-зоотехник, и ему не терпелось поехать на родину в Таттинский район, чтобы полностью посвятить себя работе на благо Родины. Он понимал, как востребованы специалисты в сельской глубинке, где работы - непаханое поле. И мама, вслед за деятельным мужем, стала кочевать по многим наслегам, став верной супругой, заботливой матерью шестерых детей, в том числе родного племянника Константина Дьячковского – сына старшей сестры Надежды. 

Сельчане помнят Тамару Семеновну очень чистоплотной, общительной, отзывчивой, рассудительной, а также требовательной и трудолюбивой. Трудное детство наложило на нее особый отпечаток. Она, не жившая ради себя, о себе думала только в последнюю очередь. А вот заботиться о детях, о людях, даже совершенно не знакомых – это было ее кредо. Следуя устоявшейся привычке, которую требовало суровое и беспощадное время, старалась всегда быть  полезной обществу. Мама всю жизнь по привычке вставала в 5 часов утра, успевала постирать белье, приготовить завтрак, проводить детей в школу, и, подперев дверь палкой, как это было принято в деревне, уйти на работу. В с.Крест-Хальждай в нашей семье постоянно проживали квартиранты, ведь гостиниц тогда не было и, принимая участие в судьбе многих, приехавших на работу с одним чемоданом, родители давали им «кров и крышу», да и в Сайдах двери нашего дома тоже были всегда открыты, и с утра мамины любимые подруги - бабульки вереницей заходили к ней на чай и за общением. Мама была очень хлебосольная, радушная, как и отец, который буквально с улицы заводил на обед гостей, понимая, как это важно накормить человека, кем бы он ни был. Маму никогда нельзя было застать врасплох, у нее всегда был горячий обед, еще умудрялась что-нибудь припасти на случай нежданного визита гостей. С детства мама научилась у мудрой своей тети заранее просчитывать, сколько купить продуктов, что отложить, чтобы протянуть долгую зиму. Ведь в памяти отчетливо запомнились ужасы, лишения и бедствия тех времен, и ничто маму не могло разубедить в обратном…

С фотографии смотрит молодая красивая девушка: густые длинные волосы, большие выразительные глаза притягивают взгляд, и невольно улавливаешь в них твердость поступков и решительность. Детство и молодость ее прошли в тревоге и лишениях. Еще ребенком мама испытала тяжелую участь утраты самых близких дорогих людей.

   Ее родители были родом из села II Хаптагай Мегино-Кангаласского улуса. Отец - Семен Николаевич Дьячковский, окончил Якутскую учительскую семинарию, где-то в 1913-1916 годах был назначен учителем русского языка в новую школу в  село  Майя. В 1937 году окончил Пединститут.

Мать – Евгения Константиновна Никифорова-Дьячковская была из именитого рода Манньыаттаах, жила в Юрях Халдьжай. В те года во II-ом Хаптагае род Дьячковских был самым многочисленным и именитым. Родители не имели детей, все 10 младенцев умирали один за другим, и только после того, как они взяли двух девочек  у родственников на воспитание,  родились Надя, Тома, Люба.

В сентябре 1938-го года Евгения Константиновна умерла при родах. В больнице было очень холодно, роженица подхватила пневмонию. Не выдержав этих ударов судьбы, отец умер в 1939 году. Трое дочерей,  тринадцати, девяти и семи лет, остались сиротами. Тому и Любу взяла на воспитание двоюродная сестра Евгении  Евдокия Гаврильевна Герасимова.

В 1938-1939 гг. стояли засуха и голод. Не было ни муки, ни сена для скота. В 1940-ые начался всеобщий  голод. Продукты давали по талонам, но многие погибали с голоду. Но не считаясь с такими трудностями, тетя не оставила девочек одних, хотя у нее было настоящее горе: Ее муж Ефим Михайлович Герасимов работал в с. Майя заведующим отделом земуправления. Был талантливым оратором, активистом, делегатом областной комсомольской конференции, в 1936 году был назначен председателем райисполкома. Но в 1937 году был арестован и в возрасте 28 лет умер в тюрьме от непрерывного избиения сотрудниками НКВД. Это было время жестоких репрессий, когда многие талантливые писатели, ученые, советские и партийные работники пали жертвами повальных арестов и несправедливых обвинений.     

На пашнях, полях распространились вредители. Не росла мука. А в 1941-ом началась Отечественная война. Многих мужчин призвали на фронт. В селе остались только старики, женщины и дети. Все работали не покладая рук, было много смертей от тяжелой работы и голода. Государство помогало, назначало пособия, но ничего не спасало.

В 1942-ом году Евдокия Гаврильевна вышла второй раз замуж, за Федора Лукича Нохтунского, он работал начальником отдела кадров в Министерстве финансов, и все они переехали в город. Маму распределили в 5-ый класс 11-ой женской школы, Люба поступила во 2-ой класс базовой школы педучилища. Три  лета подряд они ездили в деревню к родственникам, там работали в колхозе «Красный трактор» на сенокосной страде и выезжали даже на дальние Чурапчинские угодья помогать в уборке сена.

В 1944-ом году тетя родила дочь Светлану. Поэтому мама уже перестала ездить на сайылык. На летние каникулы она работала медсестрой в Якутском противотубуркулезном диспансере, по вечерам помогала тете по дому. Тетя все время работала, да еще и обшивала знакомых. На маму легли заботы по дому. С 5 часов надо было вставать, ставить самовар, заносить дрова, в доме всегда было много гостей, особенно тех, кто приезжал из наслегов. Ложилась она спать за полночь, дождавшись, когда прогорят угольки в печи.

 С детства познав тяготы жизни, мама стала ближе к людям, всю жизнь помогала всем, чем могла, и ее добрые советы, наставления, многие селяне помнят до сих пор. И, хотя, ей не пришлось познать радость студенчества, маминым университетом, давшим ей счастливую путевку, стала сама жизнь.

  С видным парнем Федором Ивановым с «золотым», очень мягким характером, и они прожили только 29 лет! Но это были замечательные годы, и в Туора-Кюеле, потом в Крест-Хальджае, после в с. Новый!

После войны с большим воодушевлением и энтузиазмом они вместе «всем колхозом» поднимали  разрушенное народное хозяйство. Отец работал главным специалистом в совхозе им. Ворошилова, им. Героя Ф.М. Охлопкова, «Хандыгский». Мама работала на разных работах: была и зав. клубом, завхозом, трахомотозной медсестрой в участковой больнице, с 1959 года до 1985 года работала старшим бухгалтером сельского совета. С отцом все трудности жизни делили пополам. Жизнь была «на чемоданах», но эти годы были наполнены интересными встречами с разными людьми. Родила пятерых и воспитала вместе с племянником шестерых детей – в этом ее личный большой материнский подвиг. Единственное, на что у нее не хватило сил, и не было возможности, - заниматься своим здоровьем. Ее застуженные, воспаленные суставы не поддавались лечению. В последние годы мама практически не выходила из дома, но всегда оставалась доброй, радушной хозяйкой, мудрым советчиком и надежной защитой всем своим детям, 10 внукам и 8 правнукам.

 Вернувшись в родной Якутск спустя 44 года, мама всем сердцем и душой осталась в тех родных местах, где счастливо прожила с мужем, став хлебосольной хозяйкой большой и дружной семьи. Мама скучала по сельской жизни, где прошли ее лучшие годы.  И она радовалась малейшей весточке из родных мест. Как светились ее лучистые глаза, когда вспоминала с боевыми подругами, которые были намного моложе ее, своих земляков из Сайдов или Крест-Хальджая. Они были частыми желанными гостями и не давали маме скучать, ведь мама с молодости была в центре внимания и интересовалась всем. Какие это были радостные встречи и нескончаемые неспешные беседы за столом, уютные вечера на даче! Вся ее жизнь была переполнена  работой на благо людей, заботой об односельчанах и, конечно же, стремлением дать детям полноценное образование и воспитать достойных людей.

Тамара Семеновна Дьячковская ушли из жизни на 90-м году. При этом до последнего дня мама стойко держалась молодцом, и нам всем преподнесла пример высокого мужества и жизнелюбия, духовной силы! Истинная Далбар Хотун! Мама всегда была хранительницей домашнего очага, семейных ценностей, четко следовала устоям якутской семьи. В ней было много не только жертвенности, доброты, соучастия, милосердия и широты души,  но и внутреннего благородства, мудрости и духовной силы!

 

       Дети Семен и Илларион Ивановы, Светлана Андреева, Евдокия Корнеева.

 

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ