Вклад улусов в Победу

 
 

Хатассы - старинное якутское село, самый большой пригород Якутска, отсюда в годы войны ушли на фронт защищать свою страну 139 мужчин. Многие из них так и не вернулись домой, оставшись на полях сражений, многие умерли в первые военные десятилетия, так и не оправившись от тяжелых ранений. Сегодня из них в живых не осталось никого…

Сохранить память о каждом воине-земляке, в том числе и о своем отце, решил уроженец Хатасс Олег Георгиевич Карамзин, заслуженный архитектор ЯАССР, почетный архитектор РС(Я), ветеран труда и тыла, писатель. Под его редакцией вышла книга «Сборник воспоминаний родных и близких о воинах, ушедших на войну из села Хатассы в 1941- 1945 гг.».

Поднять архивы памяти

О своей книге знаменитый архитектор говорит просто: «Каждый год, бывая в селе Хатассы , отдавая дань уважения павшим в годы Великой Отечественной войны, глядя на плиты у памятника погибшим отцам, дедам и родственникам, я огорчался тому, что видел только фамилии и инициалы на этих плитах. Это побудило меня написать воспоминания о них.

Для этого вместе с Яковом Алексеевичем Сивцевым мы переписали фамилии с каждой плиты, затем - всех воинов села Хатассы из всех шести томов республиканской книги «Память», часть нашли в архивных материалах. Но этого не хватало для публикации книги, поэтому мы обратились за помощью к главе администрации Прасковье Козловой. Она сразу создала организационный совет в составе: председателя – её самой, секретаря Е.Г Евсеевой и членов О.Г. Карамзина, Л.М Чепаловой и Я.А. Сивцева с целью найти родных, близких этих воинов, чтобы они написали воспоминания о них.

Надо отдать должное Е.Г. Евсеевой за её терпение, настойчивость при сборе этих материалов. Сначала она собрала старожилов, пенсионеров и родственников погибших воинов, каждому дала задание, объяснила – как писать, что необходимо включить в воспоминания, какая должна быть фотография и т. д. И, наконец, эти воспоминания она же собрала, напечатала, и я их оформил в алфавитном порядке и вместе с фотографиями подготовил к печати. (Знаменитый архитектор умолчал, что книгоиздательство в наше время удовольствие не из дешевых и несмотря на то, что с определенной суммой ему помог республиканский фонд «Победа», большую часть суммы Карамзин внес из своих личных средств.

Отец служил

В книге воспоминания, фотографии о каждом воине села. Есть фамилии без фото, под которыми написана всего пара абзацев: выписка из метрики о рождении, дата гибели или сухое «Пропал без вести». Карамзину удалось зафиксировать все, что осталось в воспоминаниях родных и близких на сегодняшний день. И это большое событие: не у каждого села есть такой ответственный сын. Те суровые годы помнит и сам Олег  Георгиевич. Войну он встретил десятилетним подростком. Отца, Георгия Петровича Карамзина, призвали на фронт в 1942 г. из с. Хатассы. Воевал в составе 276-го западно-лыжного полка 2-й мотострелковой гвардейской дивизии. В сентябре 1942 г. был ранен.  С декабря по июнь 1943 г. был слушателем курсов младших лейтенантов. Служил командиром взвода на первом  Прибалтийском фронте в Восточной Пруссии.  

Сын работал

А сын трудился на селе, работал в коровнике, на полях, мужчин в деревне осталось мало и таким, как он, пацанам, приходилось вместе с матерями и сестрами выполнять всю взрослую работу. И работать приходилось вдвое больше, чем в мирное время. К примеру, сдача мяса государству колхозами республики за годы войны почти в два раза превышала уровень 1940 г. В военные годы удалось сохранить довоенный уровень сдачи молока государству, а по сдаче зерна значительно превзойти уровень 1941 г. В том же году колхозники сдали государству 31838,5 кг мяса против плана 28000 кг. А были еще планы по сдаче пшеницы, картофеля, капусты, огурцов и помидоров.  То есть, выращивали буквально все и кормили город Якутск. Причем, люди работали фактически бесплатно, получая трудодни и продукты.

Все деньги перечислялись в Фонд обороны, на строительство боевой техники, помощи населению освобожденных от оккупации районов, семьям и детям военнослужащих, отправляли в действующую армию продовольственные и вещевые посылки, теплые вещи. Даже школа с. Хатассы за 1941 — 1944 гг. проводила через учащихся сбор одежды, вещей, табака и т.п. За 1941 — 1942 гг. школа три раза отправила посылки в помощь фронту. Учащиеся проводили тимуровскую работу, помогали инвалидам, не­мощным, одиноким. Обеспечивали школу дровами, летом работали в колхозе, помогали в уборке урожая, в уходе за скотом.

За тракторами комсомолки

В первый год войны хатасские девушки заменили мужчин-трактористов. А.И. Гаврильева-Овчинникова, 1925 г. рождения, уроженка с. Хатассы, в 1941 г. училась на тракториста. Вместе с ней учились: А.А. Варламова, А. Колосова, Н. Уваровская, Е. Кононова, А.П. Оморусова. Оморусова и Кононова работали трактористами в селе Тулагино. Будучи шестнадцатилетней, А.И. Гаврильева начала работать трактористом на тракторе ЧТЗ. Работали по сменам. Приходилось работать с раннего утра до позднего вечера. У нее учился вождению трактора четырнадцатилетний подросток С. Стручков. Трактористкой работала также Анна Андреевна Варламова. Сейчас она — кавалер ордена Трудового Красного Знамени, ветеран колхозного и совхозного строительства, ветеран тыла. А.И. Гаврильева также является ветераном колхозного строительства, ветераном тыла.

Холодные школы

Не получая практически существенной натуральной оплаты по трудодням, семьи колхозников, не имевшие дойных коров или оставшиеся вовсе без скота, испытывали крайнюю материальную нужду, нередко граничащую с голодом. Из воспоминаний И.П.Шепелева, учителя Хатасской школы тех времен: "Школа была очень холодная, дети в классах сидели в шубах, пальцы учащихся коченели, чернила замерзали в чернильницах. При большом ветре в классах чувствовалось веяние ветра, в те годы учащиеся носили торбаза, валенок совсем не было, питались очень плохо, а некоторые семьи испытывали голод, но несмотря на такое бедственное положение, была чрезвычайно большая тяга учащихся к свету, к знаниям, к учебе".

Перечеркнутые жизни

Всего за войну только солдатами село Хатассы потеряло 80 своих жителей, в 1941 году похоронки пришли к 6 семьям, в 1942 г. - 13, в 1943 г. — 11 и в 1945 г. - 6 человек. К кому-то скорбные похоронки не пришли и вовсе. Не установлены даты смерти 9 призванных, без вести пропали 25. А о судьбах 10 человек нету никаких сведений. Вернулись в живых 59 человек, после возвращения от ран и болезней умерли 28 человек. Умирали не только воины, высокая смертность была и среди тылового населения. И её никто не учитывал. Люди умирали из-за недоедания,   производственной перегрузки и вместе с тем крайнего ухудшения условий труда, обострившихся болезней…

Прямые и косвенные потери, нанесенные нападением немецко-фашистских агрессоров на нашу страну, для якутского народа были весьма тяжелыми. К 1 января 1945 г., в сравнении с данными переписи 1939 г., население ЯАССР сократилось на 55,6 тыс. чел., или на 13,5 процентов. И здесь надо учитывать, что демографические показатели перед войной были исключительно высокими. Появилось здравоохранение, в якутских семьях было по пять, шесть, а то и десять детей. И все это перечеркнула война…

Подготовил Аламжи БУДАЕВ по материалам книг О.Г. Карамзин «Сборник воспоминаний родных и близких о воинах, ушедших на войну из села Хатассы в 1941- 1945 гг.». Захарова В.Г. История села Хатассы: (30-е годы ХIX – 90-е годы XX в.).

P.S. «Наша книга не только для старшего поколения, она для молодежи. У нас очень умная и, самое главное, думающая молодежь. Они идут вперед и очень важно, чтобы они знали свои корни, тех людей, кто на фронте и в тылу защищал нашу родину, дав им возможность жить сегодня так, как им хочется», - говорит Олег Карамзин.

ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ