«У каждого в крови»
Сам на войне он не был, в армии служил едва ли не в самых привилегированных Вооруженных силах — в Военно-морском флоте.
Так как в него засела эта тема? «Она, мне кажется, у каждого в крови», — отвечает. Ну, так и есть: на фронтах Великой Отечественной воевал его отец, вернувшийся, слава Богу, домой. Но сотни, тысячи и сотни тысяч других солдат остались на полях сражений...
В крови-то в крови, но Иван пропускает это через себя особенным образом, выплескивая на полотна не просто краску, а ход своих мыслей, умещая в некоторых картинах до десяти взаимосвязанных сюжетов — к ним мы ещё вернемся. А пока о художнике.
Осуществил мечту в 60 лет
Так уж вышло, что Иван получил образование на историко-юридическом факультете Якутского госуниверситета: дважды поступал в художественное училище, но по конкурсу не прошёл. Тогда он решил поступать туда, куда его тянуло нутром — очень любил историю. Тяга к ней осталась и поныне, по крайней мере, ему известно многое, если не всё — о сражениях, героях и даже о формах военных, начиная с Александра Невского — всё это отражено в его картинах.
Долгое время Иван работал в алмазной отрасли, был огранщиком, разметчиком, технологом на заводах Якутска. Работал в «Нижне-Ленском» и «Алмазах Анабара» пока не вышел на пенсию. И вот в 60 лет он все-таки осуществил свою мечту: поступил на курсы живописи при Якутском художественном училище, которые вёл Николай Иннокентьев. «И дал мне крылья», — говорит о нём Иван.
Лауреат конкурсов
Николай Николаевич припоминает, как много лет назад он принимал у юноши экзамен, поставил оценку и уехал к себе в Нюрбу... Кто мог знать, что судьба сведёт их снова в 2019 году?
— Так никто не пишет! — говорит Николай Николаевич.
Точно. И это сразу обращает на себя внимание. Поражает смелость Ивана: он не боится ни размеров, ни красок, ни тем, пишет отважно и без оглядки на классицизм, реализм, символизм — как мыслит и как умеет.
Первая выставка, в которой принял он участие, состоялась в 2020 году и была приурочена к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне — тогда ему предложила в ней поучаствовать специалист Республиканского Дома народного творчества Пелагея Слепцова.
Она собрала якутских художников, пишущих в жанре «наивного искусства». Акварель Ивана Лебедева «Отражение танковой атаки», посвящённая подвигу земляка, Героя Советского Союза Н.А. Кондакова, стала лауреатом конкурса 2 степени.
Следующая акварель «Тёрют Сэргэ» улетела уже на дальневосточный конкурс, и там её автора ждал успех: Иван снова стал лауреатом 2 степени, а работа была включена в каталог и затем представлена в Третьяковской галерее на Крымском валу — на выставке самодеятельных художников «Салют победы».
В 2021 году Иван Лебедев получил Гран-при за три картины - «Битва за Москву», «Возвращение, прощание», «Аал лук мас».
В 2022 году он становится лауреатом 1 степени конкурса, посвящённого 800-летию Александра Невского за работу «От меча и погибнет». В этом же году он стал лауреатом 2 степени, участвуя в онлайн-конкурсе «Усы Дали» в Мадриде. Год назад его работы выставлялись в арт-галерее «Ургэл» и вот теперь — эта выставка в Доме художника, где Николай Николаевич, впечатлившись развернутой экспозицией, предрешил: «На родине Ивана, в Вилюйске, тоже надо сделать выставку!». А потом подумал и добавил: «В Ил Тумэне тоже!».
Главный баталист
Председатель творческого Союза художников Афанасий Романов вручил Ивану Лебедеву Почетную грамоту и добавил с улыбкой: «Мы присвоили ему звание главного баталиста!». Михаил Старостин сделал акцент на другом: «Главный актуальный художник».
Большая часть картин Ивана Лебедева написана в 2019 и 2020 годах. Картина «Битва за Москву», как и многие другие, выполнена в коллажной манере. Художник пишет так, словно события засняты с квадрокоптера.
На первом плане изображены огромные немецкие полчища, прущие на Москву. В 27 километрах под Можайском они попадают в окружение шестисот тысяч красноармейцев. Эта «прогулка до столицы» оборачивается для них крестами на могилах и замёрзшими солдатами. Мы видим Сталина, который обращается к народу со словами «Братья и сестры! Родина-мать зовёт!», понимаем, что советские воины грудью отстояли в Москву — все они воплощены в образе солдата с красивым торсом и стальными мускулами. А вот и сибирские полки, сошедшие с эшелонов, шагают через Красную площадь — прямо в огонь войны. Яркий отсвет «Катюш» предшествует разработанному генштабом контрнаступлению под Москвой.
В работе «Курская дуга» мы видим пехоту и артиллеристов, которые отстояли оборону. Сюжет таков: командующий южным фасом Николай Ватутин попросил у ставки ввести в бой резервный фронт. Танки Ротмистрова, Жадова устремились вперёд и вместе с танками Катукова встретились под Прохоровкой с элитными танковыми частями Германии. Маршал Жуков отдаёт приказ: «Танки в бой!». Беспрерывным потоком идут эшелоны с боевой техникой, с уральских заводов летят самолёты, женщины собирают урожай — всё для фронта, всё для победы.
Картина «Переселили» — одна из самых цепляющих. Впечатляет одинокая фигура солдата без ноги, вернувшегося в родной алаас, которого встречает ветер да ковыль. Никто там никого не ждет. Опустела деревня, обезлюдела: колхоз переселён на Крайний Север — добывать нужную фронту рыбу... Сильный ветер, подхвативший полы солдатской шинели, тяжёлые тучи над головой усугубляют трагедию в сердце героя.
Две стороны Победы
В картине «Возвращение. Прощание с родным алаасом» мы видим две стороны Победы — фоном в ней читается радость, но на первом плане — думы и горе. Где радость — там всё в цвету, суетятся бабы, издалече, приметив солдата, всматриваются: не мой ли вернулся? Мальчишки уже несутся во всю прыть встречать своего папку с победой, а тот приник к дереву головой. Дома! Он знает, какой ценой далась эта победа: сколько не вернувшихся на его одного, вернувшегося, превратилось в белых журавлей - кыталык и навсегда простилось с родным алаасом.
Название картины «За миг до гибели. Подвиг артиллериста А.А. Ефремова на Бородинском поле» говорит само за себя. Главным для художника было не портретное сходство с героем, а передача того состояния — предельной сосредоточенности, в которой человек подбивает восемь вражеских танков дивизии СС «Рейх» и совершает подвиг. За миг до гибели — мы видим летящий снаряд, который попадёт в ящик с боеприпасами, они сдетонируют и от бойца ничего не останется...
Алексей Афанасьевич Ефремов — уроженец 1 Тыллыминского наслега Восточно-Кангаласского улуса, 1919 года рождения, совершил подвиг и погиб 16 октября 1941 года. Первым из якутов был представлен к званию Героя Советского Союза. Но тело его не было найдено. Он считался пропавшим без вести и «Героя» не получил.
Алексей Ефремов воевал в составе артиллерийского дивизиона 133 полка, 32 стрелковой дивизии полковника В.И. Полосухина, 5 армии под командованием генерала Д.Д. Лелюшенко. Дивизия была переброшена под Москву в первой декаде октября 1941 года из станции Раздольное Приморского края. В течение недели она удерживала район Бородино в Можайском укрепрайоне.
Победа на одноименной картине Ивана Лебедева изображена совсем не так, каким рисует ее воображение, воспитанное на картинах советских художников. Молодой солдат, принёсший победу, оказывается на обочине послевоенной жизни — победу празднуют совсем другие люди...
Если бы не было войны…
Картина-размышление «Если бы не было войны» тоже будто собрана из пазлов. «Из Якутии на войну ушло 64000 человек, — говорит автор, — большая часть не вернулась. Для народа саха – это демографическая катастрофа. Ушли самые здоровые, крепкие молодые парни. Известны случаи, когда из тринадцати детей в семье оставался один, но и его забирали, и он погибал...» Еле тлеющий огонек камелька навевает мысли о неродившихся детях. Сколько бы их было — крепких, красивых — если б не было войны...
Работа «Бумеранг Афгана» — об известной советской «горячей» точке. На переднем плане мы видим солдат на броне БТР. На месте головы одного из них — торс генерала, который обращает систему залпового огня «Град» и вертолетные пушки на мирный кишлак. Сам паренёк убит — он, пронзённый трассирующей пулей, изображён на траурном портрете. Безутешные родители рыдают у цинкового гроба, а его ровесники танцуют во дворе многоэтажки брейк-данс...
Бумеранг?
Или предвидение?
К сожалению, всё возвращается...
Текст и фото Елены СТЕПАНОВОЙ