— Как хорошо смотрятся здесь твои картины! — воскликнул заслуженный художник России Николай Николаевич Иннокентьев, появившийся в выставочном зале Дома художников, где открылась выставка картин его ученика Ивана Лебедева «История на полотнах». Он — самородок. И так уж получилось, первый из художников Якутии, кого назвали баталистом — за его большие и подробные полотна о войнах, выпавших на долю народа. Их много! В Доме художника — 33 работы, написанные за последние три года.

«У каждого в крови»

Сам на войне он не был, в армии служил едва ли не в самых привилегированных Вооруженных силах — в Военно-морском флоте.

Так как в него засела эта тема? «Она, мне кажется, у каждого в крови», — отвечает. Ну, так и есть: на фронтах Великой Отечественной воевал его отец, вернувшийся, слава Богу, домой. Но сотни, тысячи и сотни тысяч других солдат остались на полях сражений...

В крови-то в крови, но Иван пропускает это через себя особенным образом, выплескивая на полотна не просто краску, а ход своих мыслей, умещая в некоторых картинах до десяти взаимосвязанных сюжетов — к ним мы ещё вернемся. А пока о художнике.

Осуществил мечту в 60 лет

Так уж вышло, что Иван получил образование на историко-юридическом факультете Якутского госуниверситета: дважды поступал в художественное училище, но по конкурсу не прошёл. Тогда он решил поступать туда, куда его тянуло нутром — очень любил историю. Тяга к ней осталась и поныне, по крайней мере, ему известно многое, если не всё — о сражениях, героях и даже о формах военных, начиная с Александра Невского — всё это отражено в его картинах.

Долгое время Иван работал в алмазной отрасли, был огранщиком, разметчиком, технологом на заводах Якутска. Работал в «Нижне-Ленском» и «Алмазах Анабара» пока не вышел на пенсию. И вот в 60 лет он все-таки осуществил свою мечту: поступил на курсы живописи при Якутском художественном училище, которые вёл Николай Иннокентьев. «И дал мне крылья», — говорит о нём Иван.

Лауреат конкурсов

 Николай Николаевич припоминает, как много лет назад он принимал у юноши экзамен, поставил оценку и уехал к себе в Нюрбу... Кто мог знать, что судьба сведёт их снова в 2019 году?

— Так никто не пишет! — говорит Николай Николаевич.

Точно. И это сразу обращает на себя внимание. Поражает смелость Ивана: он не боится ни размеров, ни красок, ни тем, пишет отважно и без оглядки на классицизм, реализм, символизм — как мыслит и как умеет.

Первая выставка, в которой принял он участие, состоялась в 2020 году и была приурочена к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне — тогда ему предложила в ней поучаствовать специалист Республиканского Дома народного творчества Пелагея Слепцова.

Она собрала якутских художников, пишущих в жанре «наивного искусства». Акварель Ивана Лебедева «Отражение танковой атаки», посвящённая подвигу земляка, Героя Советского Союза Н.А. Кондакова, стала лауреатом конкурса 2 степени.

Следующая акварель «Тёрют Сэргэ» улетела уже на дальневосточный конкурс, и там её автора ждал успех: Иван снова стал лауреатом 2 степени, а работа была включена в каталог и затем представлена в Третьяковской галерее на Крымском валу — на выставке самодеятельных художников «Салют победы».

В 2021 году Иван Лебедев получил Гран-при за три картины - «Битва за Москву», «Возвращение, прощание», «Аал лук мас».

PHOTO 2023 04 30 11 23 00

В 2022 году он становится лауреатом 1 степени конкурса, посвящённого 800-летию Александра Невского за работу «От меча и погибнет». В этом же году он стал лауреатом 2 степени, участвуя в онлайн-конкурсе «Усы Дали» в Мадриде. Год назад его работы выставлялись в арт-галерее «Ургэл» и вот теперь — эта выставка в Доме художника, где Николай Николаевич, впечатлившись развернутой экспозицией, предрешил: «На родине Ивана, в Вилюйске, тоже надо сделать выставку!». А потом подумал и добавил: «В Ил Тумэне тоже!».

Главный баталист

Председатель творческого Союза художников Афанасий Романов вручил Ивану Лебедеву Почетную грамоту и добавил с улыбкой: «Мы присвоили ему звание главного баталиста!». Михаил Старостин сделал акцент на другом: «Главный актуальный художник».

Большая часть картин Ивана Лебедева написана в 2019 и 2020 годах. Картина «Битва за Москву», как и многие другие, выполнена в коллажной манере. Художник пишет так, словно события засняты с квадрокоптера.

На первом плане изображены огромные немецкие полчища, прущие на Москву. В 27 километрах под Можайском они попадают в окружение шестисот тысяч красноармейцев. Эта «прогулка до столицы» оборачивается для них крестами на могилах и замёрзшими солдатами. Мы видим Сталина, который обращается к народу со словами «Братья и сестры! Родина-мать зовёт!», понимаем, что советские воины грудью отстояли в Москву — все они воплощены в образе солдата с красивым торсом и стальными мускулами. А вот и сибирские полки, сошедшие с эшелонов, шагают через Красную площадь — прямо в огонь войны. Яркий отсвет «Катюш» предшествует разработанному генштабом контрнаступлению под Москвой.

В работе «Курская дуга» мы видим пехоту и артиллеристов, которые отстояли оборону. Сюжет таков: командующий южным фасом Николай Ватутин попросил у ставки ввести в бой резервный фронт. Танки Ротмистрова, Жадова устремились вперёд и вместе с танками Катукова встретились под Прохоровкой с элитными танковыми частями Германии. Маршал Жуков отдаёт приказ: «Танки в бой!». Беспрерывным потоком идут эшелоны с боевой техникой, с уральских заводов летят самолёты, женщины собирают урожай — всё для фронта, всё для победы.

Картина «Переселили» — одна из самых цепляющих. Впечатляет одинокая фигура солдата без ноги, вернувшегося в родной алаас, которого встречает ветер да ковыль. Никто там никого не ждет. Опустела деревня, обезлюдела: колхоз переселён на Крайний Север — добывать нужную фронту рыбу... Сильный ветер, подхвативший полы солдатской шинели, тяжёлые тучи над головой усугубляют трагедию в сердце героя.

PHOTO 2023 04 30 11 19 44

Две стороны Победы

 

В картине «Возвращение. Прощание с родным алаасом» мы видим две стороны Победы — фоном в ней читается радость, но на первом плане — думы и горе. Где радость — там всё в цвету, суетятся бабы, издалече, приметив солдата, всматриваются: не мой ли вернулся? Мальчишки уже несутся во всю прыть встречать своего папку с победой, а тот приник к дереву головой. Дома! Он знает, какой ценой далась эта победа: сколько не вернувшихся на его одного, вернувшегося, превратилось в белых журавлей  - кыталык и навсегда простилось с родным алаасом.

PHOTO 2023 04 30 11 21 28

Название картины «За миг до гибели. Подвиг артиллериста А.А. Ефремова на Бородинском поле» говорит само за себя. Главным для художника было не портретное сходство с героем, а передача того состояния — предельной сосредоточенности, в которой человек подбивает восемь вражеских танков дивизии СС «Рейх» и совершает подвиг. За миг до гибели — мы видим летящий снаряд, который попадёт в ящик с боеприпасами, они сдетонируют и от бойца ничего не останется...

Алексей Афанасьевич Ефремов — уроженец 1 Тыллыминского наслега Восточно-Кангаласского улуса, 1919 года рождения, совершил подвиг и погиб 16 октября 1941 года. Первым из якутов был представлен к званию Героя Советского Союза. Но тело его не было найдено. Он считался пропавшим без вести и «Героя» не получил.

Алексей Ефремов воевал в составе артиллерийского дивизиона 133 полка, 32 стрелковой дивизии полковника В.И. Полосухина, 5 армии под командованием генерала Д.Д. Лелюшенко. Дивизия была переброшена под Москву в первой декаде октября 1941 года из станции Раздольное Приморского края. В течение недели она удерживала район Бородино в Можайском укрепрайоне.

Победа на одноименной картине Ивана Лебедева изображена совсем не так, каким рисует ее воображение, воспитанное на картинах советских художников. Молодой солдат, принёсший победу, оказывается на обочине послевоенной жизни — победу празднуют совсем другие люди...

Если бы не было войны…

Картина-размышление «Если бы не было войны» тоже будто собрана из пазлов. «Из Якутии на войну ушло 64000 человек, — говорит автор, — большая часть не вернулась. Для народа саха – это демографическая катастрофа. Ушли самые здоровые, крепкие молодые парни. Известны случаи, когда из тринадцати детей в семье оставался один, но и его забирали, и он погибал...» Еле тлеющий огонек камелька навевает мысли о неродившихся детях. Сколько бы их было — крепких, красивых — если б не было войны...

PHOTO 2023 04 30 11 20 18

Работа «Бумеранг Афгана» — об известной советской «горячей» точке. На переднем плане мы видим солдат на броне БТР. На месте головы одного из них — торс генерала, который обращает систему залпового огня «Град» и вертолетные пушки на мирный кишлак. Сам паренёк убит — он, пронзённый трассирующей пулей, изображён на траурном портрете. Безутешные родители рыдают у цинкового гроба, а его ровесники танцуют во дворе многоэтажки брейк-данс...

Бумеранг?

Или предвидение?

К сожалению, всё возвращается...

Текст и фото Елены СТЕПАНОВОЙ

ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ